Использование инновационных технологий в воспитании и обучении учащихся. Инновационные методы обучения

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

60-е годы ХХ века характеризуются поиском новых методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активизации выступают устойчивый интерес учащихся к знаниям и их самостоятельность в осуществлении разнообразных учебных действий. Новые методы обучения получили название активных или инновационных. Они отличаются от традиционных такими особенностями, как «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности, повышение эмоциональной включенности учащихся и творческий характер занятий; обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с учителем; формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения.

Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим:

· формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения;

· развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли;

· развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;

· развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.

Методы инновационного обучения могут использоваться тогда, когда учащиеся уже владеют основами необходимых знаний, полученных, как правило, традиционными методами. В этой связи нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения. Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих в процессе обучения задач и возникающих ситуаций.

Необходимость в использовании инновационных методов обучения возникает при создании ситуаций проблемности; сотрудничества и кооперации; коллективного взаимодействия; управления формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей учащихся; вовлечения обучаемых в постоянную активную деятельность и др.

Инновационные методы обучения предполагают изменение традиционной роли учителя в качестве организатора и информатора на соорганизатора, партнера, интегратора, консультанта.

Инновационные методы обучения подразделяются на имитационные (от лат. imitatio – подражание кому-, чему-либо; воспроизведение в разнообразных вариантах) и неимитационные.

Имитационные методы обучения связаны с моделированием в процессе обучения различного рода отношений и условий реальной жизни. Такое моделирование позволяет превратить обучение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам естественную ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами процесса обучения, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Ориентация учащихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалиях общественной, научной, культурной и других областей жизни позволяет им видеть перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей.


Имитационные методы обучения, в свою очередь, могут быть игровыми (ролевые и деловые игры, игровое проектирование и др.) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг и др.).

Игра как метод обучения представляет собой имитацию проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагмeнты. Применяются несколько видов игр:

· организационно-деятельностные игры (ОДИ), предусматривающие организацию коллективной учебно-познавательной деятельности на основе развертывания содержания образования в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ – «сделать» группу единицей процесса обучения, но при условии сохранения личной позиции каждого;

· ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения;

· деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т. д.).

Дидактические (учебные) игры , в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Это игровой вариант учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Дидактические игры можно классифицировать по различным основаниям:

Характеру деятельности различают игры физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

- ступени обучения в средней школе выделяют дидактические игры в младших, средних и старших классах;

- времени проведения игры классифицируют на кратковременные (игры-летучки и т.п., длящиеся до 10-15 минут); средневременные (укладывающиеся в рамки одного урока); долговременные (игры с «продолжением», охватывающие несколько уроков);

- основной дидактической задаче различают игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- доминирующей цели обучения игры бывают познавательные, воспитательные, развивающие;

- характеру игровой методики различают игры предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации;

- предметной области игры классифицируют в соответствии со школьными дисциплинами;

- игровой среде различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения;

- характеру познавательной деятельности игры бывают репродуктивные, продуктивные, творческие.

Дидактическая игра в процессе обучения задается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к игровой деятельности. При этом дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве игрового средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра в отличие от традиционных методов обучения обладает прежде всего развивающим эффектом, который зачастую превалирует. В ней происходит не только обучение, но и оказывается воздействие на личность учащихся в целом.

Игровое проектирование как метод обучения имеет своей целью стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний. Суть данного метода – переход от теории к практике через соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В основе игрового проектирования лежит учебный проект – не жестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности. Фактически задаются тема, цель и результат, условия организации самостоятельно-групповой деятельности и материально-техническое оснащение этой деятельности. Для учеников проект выглядит как задание, которое они могут выполнить, так как они уже вполне компетентны в ряде проблем, многое знают и умеют, им остается показать, на что они способны. Цели обучения здесь закамуфлированы.

Игровые проекты можно разделить на пять основных групп.

1. По доминирующей в проекте деятельности различают следующие проекты:

- исследовательские , которые полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (выделение актуальности исследования, формулирование проблемы, объекта, предмета, обозначение задач и методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработка путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования);

- творческие – это такие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта; оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и т.д..;

- ролевые, в которых структура также только намечается и остается открытой до завершения работы; участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями). Результаты таких проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра;

- прикладные (практико ориентированные) , отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированных на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования: программа действий, рекомендации, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, cцeнapия всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов;

- ознакомительно ориентировочные (информационные) проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; в них предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эти проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры: цель проекта, его актуальность, источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.), обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и ее результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), резентация (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение в телеконференции и т.п.). Подобные проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

2. По предметно-содержательной области выделяют следующие проекты:

- монопроекты – в рамках одной области знания, например литературно-творческие, естественно-научные, экологические, культуроведческие, спортивные проекты;

- межпредметные проекты, которые выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, направленные на решение той или иной достаточно сложной проблемы, значимой для всех участников проекта.

3. По характеру координации различают следующие проекты:

С открытой координацией, когда координатор проекта выполняет свою функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, в случае необходимости организуя отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей;

Со скрытой координацией, когда координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей основной функции, а выступает как полноправный участник проекта (один из них).

4. В зависимости от количества участников проекты бывают:

- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

- парные (между парами участников);

- групповые (между группами участников).

5. По продолжительности выполнения различают следующие проекты:

- кратковременные – для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы. Они могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долговременные (от месяца до нескольких месяцев).

В процессе игровой проектной деятельности выделяют три основных этапа: организационно-подготовительный; технологический; заключительный.

На организационно-подготовительном этапе перед учащимися ставится проблема; они должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними формулируется цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности на данном этапе выступают личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся являются приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении данного этапа учащиеся выполняют самоконтроль и самооценку.

На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность», производят самоконтроль и самооценку работы. Цель данного этапа - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки; средства - инструменты и оборудование, с которыми работают учащиеся; результат - приобретение знаний, умений и навыков.

На заключительном этапе происходят окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят расчеты, экологическое и мини-маркетинговое исследование, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.

В завершение всего оформляются результаты проектных исследований, участники защищают свой проект (изделие, реферат) перед одноклассниками. После окончания работы учащихся над творческим проектом учителю необходимо организовать выставку проектных работ или провести конкурс.

На всех этапах создания проекта - от зарождения идеи до воплощения ее в материале - учитель проводит практические занятия со всем классом, уделяя при этом внимание каждому ученику, или с бригадами (группами учащихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре общения. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при этом для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.

Анализ конкретных ситуаций – неигровой метод обучения, суть которого заключается в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент.

Анализ конкретной ситуации - это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление учащихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

По учебной функции различают четыре вида ситуаций: ситуация проблема – учащиеся находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка – учащиеся дают оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация – учащиеся получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем; ситуация-упражнение – учащиеся упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии.

Выбор вида конкретной ситуации зависит от таких факторов, как характер целей изучения темы, уровень подготовки учащихся, наличие иллюстративного материала и технических средств обучения; индивидуальный стиль деятельности учителя.

К неимитационным методам обучения относятся проблемные семинары, тематические дискуссии, проблемные лекции, круглые столы, эвристические методы. Среди последних, в свою очередь, выявляются такие методы обучения, как «мозговая атака», синектика, эвристические вопросы, микрооткрытия, многомерные матрицы, свободные ассоциации, инверсия, погружение, эмпатия и др.

Метод «мозговой атаки» (от англ. brain storming- штурм мозгa) – это метод стимуляции творческой активности учащихся. Основу этого метода составляет эвристический диалог Сократа, учитывающий ряд психологических и педагогических закономерностей. Так, например, коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально. Кроме того, в обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.). Достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей состоят в том, что они предполагают равенство всех членов группы при обсуждении. Метод «мозговой атаки» позволяет преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение. Существует несколько разновидностей метода «мозговой атаки».

Прямая «мозговая атака» - это метод коллективного генерирования идей, цель которого заключается в том, чтобы собрать как можно большее количество идей, освободить мышление от инерции, преодолеть привычный ход мысли при решении творческой задачи. Метод прямой «мозговой атаки» запрещает критиковать предложенные учащимися идеи, поощряет разные реплики, шутки. Число учащихся группы обычно составляет от 4 до 15 человек. При этом необходимо, чтобы учащиеся группы имели разный уровень подготовленности и познавательной активности.

Время проведения «мозговой атаки» составляет от 15 минут до 1 часа. Отбор идей ведут эксперты, которые оценивают их в два этапа. Вначале отбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем определяется самая оптимальная из них с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Массовая «мозговая атака» аналогична прямой «мозговой атаке», только аудитория ее гораздо больше (от 20 до 60 человек). Это дает возможность значительно увеличить эффективность генерирования новых идей. Присутствующих делят на малые группы численностью по 5-6 человек, которые самостоятельно проводят прямую «мозговую атаку».

«Мозговой штурм» - это еще одна разновидность метода «мозговой атаки», которая сопровождается критикой высказываемых соображений. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческого потенциала обучаемых при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей.

Метод синектики (синектика – объединение разнородных элементов) применяется для стимулирования творческой aктивности учащихся. Он создает особые условия, инициирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций.

Вначале участников коллективного поиска решения в рамках данного метода знакомят с механизмами творчества. Одни из этих механизмов (операционные) можно развить в процессе обучения. К ним относятся прямая, личная и символическая аналогии. Развитие других (нетрадиционных) механизмов не гарантируется, хотя обучение может их «пробудить». Это интуиция, способность к абстрагированию, к ассоциативному мышлению, применение оригинальных метафор и элементов игры.

Применяя метод синектики, нужно избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это сводит на нет дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ позволяет прояснить проблему, четче сформулировать ее. Если решение проблемы не отыскивается, следует предпринять повторный анализ ситуации, вызвавшей проблему. Можно также представить проблему как совокупность задач.

Выдвижение идей, их отбор но многом зависят от руководителя творческой группы, его личностных качеств и организаторских способностей. Он должен уметь задавать вопросы, к месту вставлять реплики, уточнения, разъяснения. Одним словом, его задача - создать обстановку, пробуждающую активность мыслительной деятельности.

Метод эвристических вопросов, или метод ключевых вопросов , применяется с целью накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации для систематизации уже имеющейся информации. Эвристические вопросы стимулируют процесс выработки новых стратегий и тактик решения творческой задачи. В практике обучения такие вопросы называют наводящими .

Метод эвристических вопросов базируется на принципах проблемности, оптимальности, когда искусно поставленные вопросы снижают проблемность до оптимального уровня; дробления информации – разбиение задачи на подзадачи, виды, подвиды; целеполагания – каждый новый вопрос формулирует новую цель на данном уровне решения подзадачи.

Метод эвристических вопросов прост в применении, продуктивен для любых задач, развивает интуитивное мышление. Однако он не в полной мере способствует появлению действительно оригинальных идей и не обеспечивает абсолютного успеха в решении творческих задач.

Метод микрооткрытий , разработанный Е.С. Синицыным, имеет в своей основе эвристическую беседу . Очередная микропроблема выдвигается перед классом или аудиторией, формулируется в виде вопроса, на который учащимся предлагается ответить. Трудность вопроса тщательно дозируется с соблюдением принципа волны -легкие вопросы сменяются вопросами средней трудности, а последние - очень трудными. Легкие вопросы содержат наводящей информации больше, чем вопросы средней трудности, в трудных вопросах ее еще меньше. Для того чтобы правильно ответить на трудный вопрос, ученик должен мобилизовать весь свой творческий потенциал. Главное условие - соблюдение взаимосвязи вопросов, т.е. каждый последующий вопрос должен учитывать все предшествующие. При использовании этого метода обучения новое знание формируется как совокупность маленьких открытий, сделанных самим учеником. Учителю отводится роль режиссера всех этих открытий.

В методе микрооткрытий гармонично сочетаются все элементы неимитационных методов («мозговой атаки», коллективного обсуждения, синектики и др.).

Метод многомерных матриц – это метод морфологического анализа. Он нацелен на решение проблем, имеющих сравнительно небольшое число уже известных элементов и нуждающихся в поиске еще неизвестных новых элементов.

Зачастую новое - это нестандартная комбинация уже известных элементов (устройств, процессов, идей) или известного с неизвестным. Целенаправленно и системно решая проблему, метод многомерных матриц позволяет избежать многих ошибок, поскольку основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы. Достоинство метода многомерных матриц состоит в том, что он позволяет не только решить сложную творческую задачу, но и порождает много новых оригинальных идей. Недостатки и ограничения данного метода заключаются в том, что при решении задач средней трудности в матрице оказываются сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального не прост.

Метод свободных ассоциаций связан с поиском все новых и новых ассоциаций, которые в итоге могут натолкнуть на продуктивные идеи решения задачи. В процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи. Из новых ассоциативных связей возникают творческие идеи решения проблемы. Важно, чтобы каждый член группы участвовал в обсуждении и предлагал свою ассоциацию или понятие, которые могут служить основой установления новых ассоциативных связей в процессе генерирования новых идей. Применение этого метода требует отсроченного критического анализа.

Метод инверсии (обращения) ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

Метод инверсии основан на принципе дуализма, т.е. диалектического единства противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статических и динамических характеристик объекта изучения, внешних и внутренних сторон объекта и т.д. Если не получается решить задачу с начала до конца, следует попытаться решить ее от конца к началу.

Метод погружения уходит своими корнями в теорию познания и исходит из того, все знание конструируется субъектом познания и поэтому представляет собой сугубо личное явление. В этой связи учащиеся сами конструируют свое знание, а учитель постоянно открывает перед ними возможность использования тех знаний, которыми они уже владеют.

Овладение знаниями должно быть естественным следствием заинтересованности самих учеников, поэтому они, как правило, сами выбирают все материалы для чтения и пишут сочинения на темы, которые их интересуют. Учитель же положительно относится к их попыткам самовыражения и готовит класс для выслушивания произведения ученика. При этом обмен учащихся мнениями и взглядами является значительным вкладом в процесс формирования ими своего знания. Учитель поэтому учит детей взаимодействовать между собой в процессе обучения.

Готовность рисковать и делать ошибки - необходимое условие метода погружения. Проходя различные уровни «ошибочности», дети формируют собственные взгляды, учителя поощряют в учащихся самостоятельность, умение самоорганизовываться и относиться к своим ошибкам как к неизбежным в обучении.

Метод эмпатии (от греч. empatheia - сопереживание) часто называют методом личной аналогии . Специфика его состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процедурами мышления. Круг аналогий включает конкретные и абстрактные аналогии живой и неживой природы, в которых могут быть установлены другие аналогии (по форме, структуре, функциям, процессам и т.д.).

При применении метода эмпатии продуктивен такой прием, как гиперболизация - значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов объекта или его частей. Весьма плодотворна личная аналогия в решении творческой задачи, связанной с техническим объектом, когда ему приписывают чувства, эмоции самого человека. Иными словами, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим.

Метод эмпатии, таким образом, опирается на отождествление субъекта творческой деятельности с объектом и предметом творческой деятельности, и переосмысление функций изучаемого предмета посредством «вживания» в образ изобретения. Данный метод предполагает создание фантастических образов, которые разрушают «барьеры здравого смысла» и могут натолкнуть на оригинальные идеи.

  • Нишанов Махмуджон Собирович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Наманганский государственный университет
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • УЧАЩИЕСЯ
  • АКТИВНОСТЬ
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
  • ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация: В статье уделяется внимание использованию инновационных технологий посредством которых создаются комфортные условия обучению и воспитанию, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой, моделируют жизненные ситуации

  • Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания
  • Методы проблемного обучения как развивающие технологии

Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инновация в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах.

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Инновации в начальном образовании и воспитании это:

  • развивающее обучение
  • развитие критического мышления
  • информатизация образования
  • личностно-ориентированный подход
  • здоровье сберегающие технологии
  • проектная деятельность
  • научно-исследовательская работа

Ученик - главный в этой системе. Он активно принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, определяет причины ошибок; готовый образец или инструкцию учителя он принимает не бездумно, а сам в равной с ним мере отвечает за свои успехи и промахи.

В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

Для успешного внедрения инноваций в воспитательный процесс необходимо проводить диагностику индивидуальных особенностей учащихся, которая дает возможность предвидеть их реакцию в различных ситуациях, что в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и эффективной.

При использовании инновационных технологий, создаются комфортные условия обучения и воспитания, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой, моделируют жизненные ситуации.

Структура инновационного урока или внеклассного мероприятия требуют включения конкретных приемов и методов, которые позволят сделать мероприятие необычным, более насыщенным и интересным. Так можно создавать ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

Современные инновационные технологии позволяют внедрять адаптивную систему обучения и воспитания, формирующую личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью.

При проведении уроков и мероприятий необходимо использовать самые разнообразные формы: поиск, исследование, размышление, игра, театр, путешествие, защита проектов, беседа за круглым столом, урок-размышление, урок-конференция, и др.

Правильно организованная работа позволит решить одновременно несколько задач. Главное – она развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу.

Список литературы

  1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности – М.: Аспект Пресс, 2001
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.- 364 с.
  3. Донцов А.И. Психология коллектива.- М.: МГУ, 1984

Мгебришвили М.М.
Применение инновационных методов обучения информационным
технологиям в профессиональном образовательном процессе.
Современный динамичный, быстро меняющийся мир, где перед человеком
постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает
наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия,
требует обновленной системы образования, использующей инновационные
методы и технологии.
В связи с информатизацией современного общества назрела
необходимость внедрять в процесс образования активные методы обучения,
характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный
процесс, активизацией познавательной и творческой деятельности при решении
поставленных задач. Внедрение и использование активных методов обучения
(АМО) позволяет получить хорошо подготовленных, коммуникабельных и
эрудированных специалистов.
Рассмотрим некоторые способы применения активных методов
обучения в учебном процессе, которые дают наибольший
эффект при усвоении материала, так как в этом случае
достигается существенное приближение учебного процесса к
практической профессиональной деятельности при высокой
степени мотивации и активности обучаемых.
1. Применение активных методов обучения (АМО) на лекциях по
информационным технологиям
(обязательное

использование
мультимедийного оборудования, использование презентаций, учебных
фильмов и т.д.)
 Лекция – беседа, когда в процессе преподнесения нового материала
используется не монотонное чтение, пусть даже очень интересного и
актуального материала, а метод беседы преподавателя со студентами,

когда в процессе чтения лекции задаются вопросы по уже пройденному
материалу. Это позволяет активизировать внимание студентов на новом
материале, стимулирует к изучению и повторению пред каждой лекцией
пройденного материала, а при использовании балльно – рейтинговой
системы, вызывает интерес к получению поощрительных баллов за работу
на лекции.
 Лекция – доклад, когда преподаватель дает темы докладов студентам по
изучаемым разделам преподаваемой дисциплины и выделяет на каждой
лекции по 10­15 минут на прочтение студентом (или студентами) доклада,
с использованием подготовленной презентации на заданную тему. Это
стимулирует студентов на самостоятельное изучение нового материала с
использованием сети Интернет, позволяет проверить знания студентов не
только по изученному материалу, но и в области создания презентаций,
включая использование мульти­медийной техники, а также проверить
навыки правильного создания текстового документа (доклад
представляется в распечатанном и в электронном виде). Здесь также
отрабатываются ораторские способности студентов, правильная лексика,
глубокое изучение представляемого материала, позволяющее отвечать ему
на вопросы аудитории. Такая лекция захватывает слушателей аудитории,
заставляет быть их внимательными и активными в течение всей лекции,
мотивирует аудиторию на дальнейшую самостоятельную работу и
получение дополнительных баллов по балльно – рейтинговой системе.
 Лекция – игра,
когда преподаватель, после преподнесения нового
материала, выделяет 15­30 минут на его повторение и закрепление в
игровой форме. Здесь можно разбить аудиторию на две команды и
предложить каждой команде составить кроссворд с вопросами на
пройденную тему, а затем разгадать кроссворд соперника. Такая лекция
способствует вовлечению обучаемых в учебный процесс, поскольку их
активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а

устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия). А получение
поощрительных баллов по балльно ­ рейтинговой системе, мотивирует
аудиторию к устойчивому вниманию. Лекция – игра позволяет
отрабатывать навыки творческой выработки решений, повышать степень
мотивации и эмоциональности обучаемых.
 Лекция – диспут, когда в конце лекции выделяется время для проведения
состязательной дискуссии по представленным вопросам. Сопоставляя
противоположные мнения участников, можно увидеть
проблему с разных сторон и уточнить взаимные позиции.
2. Применение активных методов обучения (АМО) на практических
занятиях по информационным технологиям (ИТ).
Наибольший эффект для усвоения теоретического
материала дают деловые игры, применяемые на практических
(лабораторных) занятиях, как итоговые зачетные, или
итоговые, проводимые после изучения определенной темы. В
этом случае достигается существенное приближение учебного
процесса к практической профессиональной деятельности при
высокой степени мотивации и активности обучаемых.
Основным назначением компьютерных деловых игр является проверка
устойчивых знаний и умений, получаемых участниками игры в процессе
обучения,
формирование профессиональных навыков в области
информационных технологий, а также приобретение навыков работы в
коллективе, проявление взаимовыручки и взаимопомощи. В их основе заложена
прогрессивная технология обучения, основанная на активном диалоговом
режиме «человек­компьютер».
Литература:
1.
Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых
игр.//Деловые игры в мире. – СПб:СПбИЭИ,1992
2.
Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов.
– Самара, 2006

ирина козина
Анализ работы «Использование инновационных технологий в ДОУ»

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем.

Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном : эти дети требуют особого подхода, потому что они другие. Изменившийся мир требует другого сознания, и нам, взрослым, это сознание становится доступнее именно благодаря общению с детьми.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.

В связи с этим меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные инновационные технологии , направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Одной из важных задач дошкольного образования является задача сохранения и укрепления здоровье детей, приобщение их к здоровому образу жизни. В этом мне помогают здоровьесберегающие технологии .

Я стараюсь применять здоровье сберегающие технологии в различных видах деятельности. Чтобы дети с удовольствием выполняли утреннюю гимнастику, я провожу её в игровой и тематической форме. Для профилактики усталости в режимные моменты включаю упражнения для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. На прогулках предлагаю подвижные игры не только с бегом, но и с лазаньем, метанием и бросанием. Очень полюбились детям такие игры как «Хитрая лиса» , «Волк во рву» , «Медведь и пчёлы» , «Горелки» , «Классы» и другие. Любят дети играть и в спортивные игры : «Футбол» , «Волейбол» , «Баскетбол» , «Бадминтон» .Летом дети с удовольствием катаются на самокатах, велосипедах, зимой на санках и лыжах.

В своей работе я использую музыкотерапию . Прослушивание классической музыки, засыпание под музыку, выполнение движений под музыку, помогает корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние.

В группе мною создан центр «Здоровье» . В нем есть атрибуты для спортивных игр : мячи,скакалки, флажки, мешочки для метания, кегельбан, кольцеброс, альбомы с иллюстрациями летних и зимних видов спорта, диски с мультфильмами о спорте, а также нетрадиционное спортивное оборудование изготовленное с помощью родителей : гантели; дорожки для хождения босиком; оборудование для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, настольные игры на спортивную тематику «Спортивное лото» , «Витамины» , «Зимние виды спорта» , «Летние виды спорта» , «Хоккей» , «Волейбол» , «Футбол» ; игры на развитие дыхания «Воздушный волейбол» . Для того чтобы родители посмотрели на здоровье детей по-другому я размещаю на информативных стендах плакаты, стенгазеты, папки передвижки, освещающие вопросы профилактики болезней «Босиком от болезней» , «Золотые правила питания» , «Правила здорового образа жизни» , «Крепкие и здоровые зубы с детства» и др. Родители с удовольствием участвуют в физкультурных досугах, спортивных праздниках, туристических походах, акциях,посвящённых здоровому образу жизни.

Технология проектной деятельности – это новая образовательная технология , которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность воспитанников, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В своей работе я использую творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать «Огород на окне» , «Наша клумба» , «Мир еды» , «Магниты» , «Волшебница вода» ;ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи ««Космонавты» , «МЧС» , «Защитники Отечества» , «Безопасная дорога» ; информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т. д. «Красная книга природы» , «Необычный мяч» , «Мой лучший друг» ,«Необычный космос» .

Работа над проектом включает деятельность детей, педагога и родителей воспитанников. При составлении плана работы с детьми над проектом я стараюсь заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход, развивать творческое воображение и фантазию детей, творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Технология проектной деятельности саду позволяет мне лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир каждого ребенка.

Технология исследовательской деятельности в детском саду помогает сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. С помощью исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать , становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.

Дети любят экспериментировать всегда, везде и со всем, используя для этого любой материал, любое время года. Мои дети не являются исключением. С целью развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, формирования умения обследовать предметы мною был создан центр экспериментирования. В нём появились :

- природный материал : камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

- технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

- разные виды бумаги : обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

- прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

Сито, воронки

-проборы-помощники : увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

Провожу эксперименты : с водой, воздухом, магнитом, песком, снегом, тестом. Например, с песком : «Песочные часики» , «Сыпучий песок» или «Свойства мокрого песка» . Так же с бумагой : «В Царстве бумажной королевы» , «Свойства бумаги» ; водой «Волшебная капелька» , «Какая бывает вода» ; магнитами «Свойства магнита» , воздухом, солнечным светом, тканью, мехом и т. д.

В результате использования в своей работе исследовательской деятельности у детей возросла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стали стремиться получить результат при достижении поставленной цели. У детей улучшилась речь. Они стали выражать свои мысли, правильно строить предложения, составлять связные творческие рассказы.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада повышает качество дошкольного образования. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса : администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Информационно - коммуникативные технологии помогают мне :

1. Подбирать иллюстрированный и познавательный материала к занятиям и материал для оформления стендов группы, уголка для родителей. В этом мне помогают детские познавательные сайты «Дошкольник» , «Дошколёнок» , «Кошки- мышки» », «Солнышко» , «Мир деток» и др.

2. С помощью компьютера я могу смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т . д.) .

3. Создавать презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Мною были созданы презентации «Необычный космос» , «История Олимпийских игр» , «День рождение деда Мороза» , «Профессии» , «Животные жарких стран» и т. п. Использовать презентации на родительских собраниях «Наша жизнь в детском саду» , «Как мы готовились к встрече Нового года» и др., совместных мероприятиях с родителями и детьми «Наши мамы» , «Зимняя Олимпиада в г. Сочи» .

4. Обмениваться опытом, знакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, наработками других педагогов России и зарубежья.

5. Знакомиться с периодическими печатными изданиями в электронном виде.

6. Постоянно повышать свою квалификацию в Педагогическом университете «Первое сентября» , дистанционно проходя курсы повышения квалификации.

7. Участвовать в международных и всероссийских конкурсах для детей и педагогов в сети интернета.

8. Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми , но и с их родителями. В нашем детском саду создан свой сайт. Родители могут свободно зайти на него, узнать новости о жизни детей в ДОУ, посмотреть отчёты о прошедших мероприятиях, получить консультацию по интересующей их теме и т. д.

Но каким бы положительными, огромными потенциалами не обладали информационно-коммуникационные технологии , заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует :

повышению качества образования;

повышение квалификации воспитателей;

применение педагогического опыта и его систематизация;

использование компьютерных технологий воспитанниками ;

сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

повышение качества обучения и воспитания.

Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения.

Инновационный метод 1.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять сущность феномена личности, ознакомиться с основными подходами к анализу личности, провести соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», личность преступника», «индивидуальная личность».

Постройте логическую (последовательную, параллельно-последовательную) цепочку, зафиксировав понятия:


Индивидуальность ЧЕЛОВЕК

Преступник


Индивидуум


Подведение итогов.

Инновационный метод 2.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны ознакомиться с основными подходами к анализу личности преступника в криминологии, научиться изучать личность, применяя методы изучения и коррекции личности.

Задание по группам, на которое отводится 15 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.



Проанализируйте два исторических документа

Дата 29 ноября 1825 года 9 мая 1887 года
Место составления Село Тригорское, Опоческий уезд г. Бремен, полицейская дирекция
Вид документа Билет (паспорт- «подорожная») Отчет
Содержание документа Сей дан села Тригор-ского людямъ: Алексею Хохлову росту 2 арш. 4 верш., волосы темно-русыя, глаза голубыя, бороду бреетъ, летъ 29, да Архипу Курочкину росту 2 арш. 3 верш., волосы светло-русыя, брови густыя, глазом кривъ, рябъ, летъ 45, в удостоверении того, что они точно посланы оть меня и потому прошу господь командующих на заставах чинить им свободный пропускъ. Сего 1825 года, ноябрь 29 дня, село Тригорское, что в Опоческом уезде. Статская советница Прасковья Осипова Сигналемент: стан худощав, рост 1,75 метра, волосы светлые, нос обыкновенный, прибывающие усы, наречие верхнегерманское и английское. Одежда: темно-серое пальто с темным бархатным воротником на черной подкладке, черная твердая амушканская шапка, ботинки с резиной

Историческая справка: при определенных обстоятельствах А.С. Пушкин подделал «подорожную», дающую ему право на проезд в центр России - в Петербург, от имени своей соседки П. Осиповой, имение которой находилось рядом с селом Михайловским, где поэт находился в ссылке.

Известный ученый-криминолог XIX века Франц фон Лист возмущен такому описанию, по которому трудно найти преступника, и приводит пример: «N.N. 1,59. Рост малый, фигура слабоватая, цвет волос светлый, узкий лоб, светлые брови, голубые глаза, нос остроконечный, рот небольшой, зубы сохранившиеся, бороды нет, подбородок узкий, цвет лица бледный, очертание лица узкое».

Как видим, общие расплывчатые черты внешности, никаких особенностей, если, конечно, не считать столь малый росток.

Только по таким признакам, считал Ф. Лист, нельзя идентифицировать личность преступника, необходимо усовершенствование данного процесса.

Согласно теории Ч. Ломброзо, определите среди присутствующих вора, мошенника, насильника.

Но вначале внимательно прочитайте описание преступника, данное автором антропологического учения.

«... Преступник - субъект крупный и тяжеловесный, имеет длинные локтевые кости, он - нередко левша, череп выдается назад... Отвислые уши, глаза косые, нос кривой богатая растительность на голове, но жидка борода; ... болевые ощущения понижены, а отсюда - презрение к смерти, жестокий нрав, обычай татуироваться... В нравственном отношении прирожденный преступникоцепенел: он не знает чувства сострадания, не понимает раскаяния, нет у него совести. Он -... пустой, ... лентяй, непостоянный, легкомысленный, суеверный, любит женщин... придается картежной игре и пьянству; он - ... более хитрый, чем умный... выражается на своем особенном языке, имеет свою особенную литературу, пишет своим особым почерком, при том если он убийца, то иным, чем если же вор или мошенник!»?

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Инновационный метод 3.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять, как возник феномен преступности, почему он так устойчив, какие недостатки социальной системы и культуры его обуславливают.

Задание по группам, на которое отводится 15 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

Обобщите официальные данные уголовной статистики и публикаций о взяточничестве и назовите криминогенные условия формирования и совершения таких преступлений и определите вид их корыстной мотивации.

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Инновационный метод 4.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны научиться вырабатывать криминологическое видение, умение обосновывать свою точку зрения.

Задание по группам, на которое отводится 60 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

1. Конкурс на лучшее название и девиз команды на криминологическую тему (5 минут).

2. 1. Перечислите письменно всевозможные варианты видов преступности по различным аспектам (учитываются как количество, так и качество, в течение 5 минут).

2.2. Перечислите письменно криминальные профессии и поочередно произнести их (5 минут).

2.3. Назовите детерминанты жертв от уличных грабежей и карманных краж (5 минут).

2.4. Ответьте на следующие вопросы (в течение 10 минут).

Что значит «разноликий мир мошенников»? Какие виды мошенничества наиболее распространены в РФ? Почему? Обоснуйте выбор своего ответа.

К какой теме курса «Криминология» относится следующая пословица: «За дешевеньким погнался и с носом остался»? Назовите виды преступности.

Объясните с точки зрения криминологии, почему дорога (улица) полна неожиданностей.

Дайте несколько советов потенциальным жертвам (для конкретной жизненной ситуации: в силу каких-то обстоятельств вам предстоит идти по улице в темное время суток и...). Капитаны команд получают конкретные задания и отвечают на заданную тему.

3. Разрешите следующую ситуацию (в течение 10 минут).

3.1. Наташа многое бы сейчас отдала, если бы можно было навсегда вычеркнуть из жизни тот трагический вечер, безжалостно покалечивший ее девичью судьбу. Но время не обратишь вспять. Остается только горько сожалеть о случившемся. А тогда, когда ей позвонила школьная подруга Люся, с которой не виделась уже больше года, и проворковала в телефонную трубку: «Наташенька, нет ли у тебя желания весело провести вечерок? Будут мальчики и музыка», долго не раздумывая, согласилась.

Вечерок проводили на квартире одного из мальчиков, родители которого были в заграничной командировке. Наташу сразу же окружил вниманием молодой человек с замашками завсегдатая районной дискотеки, представившийся Бобом.

Для начала хозяин предложил гостям «причаститься», чем Бог послал. Потом слушали зарубежные записи, танцевали под «маг». В коротких перерывах еще «причащались» и снова танцевали. Наташа и вспомнить теперь не могла, как оказалась наедине с Бобом в соседней неосвещенной комнате.

Стыдно было возвращаться домой на рассвете. Страшно, оставаясь одной, осознавать, что случилось. Боб больше не объявился, хотя и обещал обязательно позвонить. Наташа жила, как и раньше, стараясь забыть о том, что случилось. И когда месяца через три у нее осип голос, на теле высыпала бледо-розовая сыпь, ей и в голову не пришло связать это с тем роковым вечером. Ангина, наверное, решила она, а вдобавок еще и аллергия.

В поликлинике, куда обратилась она за помощью, врач-терапевт срочно направил девушку в кожяо-венерологический диспансер...

Назовите вид(ы) преступности, причины и условия совершения Бобом преступлений. Почему Наташа стала жертвой преступления(й)? Какого(их)? Какова виктимологическая профилактика в конкретном случае?

3.2. Алле неожиданно позвонила давняя подруга Люба:

Аллочка, выручай! Понимаешь, с юга приехал мой старинный приятель Рафик. Приглашает в ресторан гостиницы «Радость», в которой он остановился. Но он не один, а с братом. Составь мне компанию.

Не хочется. Ведь яне знаю ни твоего приятеля, ни его

Так узнаешь. Скоротаем вечерок, и уйдешь, когда наскучит. Выручи меня, а?

К восьми вечера подружки были в гостинице. Их уже поджидали Рафик и его брат Жора. Девушки оставили свои пальто в номере этих молодых людей, находившемся на 10-м этаже, и спустились на первый этаж в ресторан.

Ужин под звуки небольшого оркестра с певицей протекал весело и беззаботно. В разгар трапезы у их столика появился еще один брюнет, которого Жора отрекомендовал своим лучшим другом. Представившись девушкам Саидом, тот заказал шампанского «для первого знакомства». Потом на столе появился коньяк и... еще, еще... Часам к одиннадцати кавалеры заметно захмелели. Алла заявила, что ей пора домой, и попросила Рафика принести ее пальто.

Твое пальто у... Забыл где, - сообщил тот.

Как забыл? Мы же раздевались в вашем номере, удивилась Алла.

Какая разница, где раздевались. Жора тебя сейчас проводит. А мы с Любой только рассчитаемся с официантами и тоже поднимемся к вам с шампанским и конфетами.

За Аллой и Жорой увязался Саид, сказав, что ему срочно нужно позвонить по телефону в их номере. В номере Жора стал дурачиться и потребовал от Аллы выкуп за пальто - секс.

И мне выкуп за шампанское и конфеты, - заявил Саид, пытаясь насильно бросить девушку на диван.

Ребята, мы так не договаривались. Выкуп как-нибудь в другой раз. Считайте меня должницей, - пыталась она отшутиться.

Ишь какая, ела-пила, а рассчитываться не собирается, наседал Саид.

Он по-зверски схватил Аллу за плечи и попытался тащить на кровать. А Алле пришлось хорошо поработать руками и ногами, вспомнив уроки самообороны, пока, изрядно помятая, в разорванной блузке и без золотой цепочки на шее, она, наконец, не вырвалась из цепких мужских «объятий» и не выскочила из номера. Дежурная по этажу, взглянув на ее растрепанный вид, тут же вызвала милицию.

Назовите вид(ы) преступности, причины и условия совершения Жорой и Саидом преступления(й). Стала ли Алла жертвой преступления(й)? Почему? Какова виктимологическая профилактика в конкретном случае?

4. Ответьте на следующие вопросы (в течение 10 минут).

Объясните смысл следующего сочетания: оружие, которое всегда с женщиной. Ваши советы женщинам – потенциальным жертвам для применения этого оружия (почему и когда?).

Как вор выбирает жертву? От чего это зависит?

5. Назовите поочередно (право выбора за той командой, которая лидирует) произведения о маргиналах русских классиков (5 минут).

6. За 5 минут придумайте предложения, где фигурировали бы слова «начальник», «подчиненный», «деньги», «удар» (на криминологическую тему).

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

7. Конкурс капитанов. Оба задают друг другу вопросы и отвечают на них по теме: «Криминология - это сила!». Учитываются оригинальный вопрос и оригинальный ответ (15 минут).

Даются незнакомые криминологические слова и словосочетания, необходимо попытаться (с подсказкой) их объяснить.

Называют поочередно прилагательные - криминогенные качества лисицы из басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Ворона - жертва? (Высказать свою точку зрения.)

Какое напутствие дал отец своему сыну Гриневу (кто быстрее)? Как называется это произведение? Кто автор? Назовите фамилии государственных преступников.

Можно ли этот отцовский наказ назвать своего рода профилактическим аспектом? Почему?

Подведение итогов.

Инновационный метод 5.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять и объяснить появление феномена коррупционной преступности, дефинировать данный вид преступности, дать криминологическую характеристику личности преступников-коррупционеров, назвать и раскрыть меры предупреждения данного вида преступности.

Задание по группам, на которое отводится 20 минут. Студенты делятся на две группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

1. Выберите более четкую для сегодняшнего времени формулировку понятия «коррупция». Объясните свой выбор.

коррупция - сложный социальный феномен, порождения общества и общественных отношений;

коррупция - злоупотребление публичной властью ради частной выгоды (ЯМ. Гилинский);

коррупция - ?

2. Почему наиболее коррумпированы следующие страны: Россия, ряд стран бывшего СССР (?), Пакистан, Танзания, Нигерия?

Наименее подвержены коррупции: Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада?

3. Ряд ученых утверждает, что коррупция в России, как социальное явление, находится в начальной стадии. Пока. Но так ли это? А как же в давние времена, к примеру, петровские, - царствование мздоимства и лихоимства?

4. Поясните эту схему:



КОРРУПЦИЯ = Отмывание денег



КОРРУПЦИЯ Отмывание денег



5. Какова роль Совета при Президенте российской Федерации по борьбе с коррупцией, образованного 24 ноября 2003 года.

6. Как по-другому называются взяточничество, лоббизм, протекционизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов…?

7. Почему областями криминализации последовательно становятся бизнес, экономика, политика:

большое количество бизнесменов вовлечено в формирование экономической политики страны;

кто платит - тот заказывает музыку;

так выгодно всем? :

8. В США действует закон с необычным названием «ПАТРИОТ США» («USA PATRIOT»), принятый после 11 сентября 2001 года - широкомасштабный законодательный акт, расширяющий права полиции, направленные на то, чтобы закрыть границы США для иностранных террористов. Закон устанавливает новые виды преступлений и новые наказания, применяемые в отношении внутренних и международных террористов. Закон дает сотрудникам федеральных органов более широкие полномочия по отслеживанию и перехвату сообщений и наделяет министра финансов полномочиями регулирующего органа в борьбе с коррупцией в финансовых учреждениях США для борьбы с отмыванием денег иностранными лицами.

Каким образом можно воспользоваться зарубежным опытом в рамках нашей страны?

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Краткий словарь терминов

Антропологический подход к изучению преступности - одно из нетрадиционных направлений криминологии. В рамках антропологического подхода преступность определяется как болезнь. Преступность, по мнению сторонников этого подхода, - результат вырождения, дегенерации, следствие тех или иных психофизиологических аномалий, влекущих «нравственное помешательство». При этом понятия вменяемости и общей превенции уголовного наказания по существу утрачивают смысл. Основной метод воздействия на преступность, вырабатываемый данным направлением, - отделение здоровых от больных (изоляция и лечение либо уничтожение последних).

Архитектурная криминология - одно из направлений современной криминологии. Сущность данной концепции заключается в том, что между преступностью и характером застройки, расположением жилищ, планировкой населенных пунктов, их дизайном существует связь:

во-первых, посредством планировки городов и поселков можно уменьшать число так называемых «слепых зон», неконтролируемых территорий, «темных уголков», которые становятся источником ситуативной виктимности, где люди оказываются беззащитными, где им никто не приходит на помощь в случае преступных посягательств;

во-вторых, характер городской архитектуры может разрушать систему социального контроля;

в-третьих, бездарная, унылая архитектура оказывает негативное воздействие на психическое состояние людей, нередко оказывается фактором преступного поведения.

Виктимологическая профилактика преступлений - одно из перспективных направлений воздействия на преступность. Виктимология (от лат. victima - жертва) исследует аспекты преступности, связанные с жертвой.

Виктимностъ - особый феномен. С одной стороны, это специфические качества людей, повышающие их вероятность стать жертвой. С другой - это как бы зеркальное отражение преступности (все, что связано с ее отрицательными последствиями).

Предупреждение преступности - деятельность государственных и общественных органов, направленная на удержание граждан от совершения преступлений. Сущностью предупреждения преступности является предупреждение отдельных преступлений, т.е. предупреждение не всей преступности, а какой-то ее части.

Профилактика - термин медицинский, дословно означающий защиту от чего-либо. В рамках криминологической теории корректно исследовать два аспекта профилактики:

защиту от преступности потенциальных жертв (виктимологическая профилактика);

защита общества и отдельных людей от пораженностью преступностью (от заражения «вирусом», готовности совершить преступление), защита от втягивания граждан в криминальную сферу, в криминальный бизнес, криминальную деятельность; образно это направление можно назвать защитой людей от попадания в сети преступности.

Борьба с преступностью предполагает жесткие формы отрицания пре­ступности. Как правило, с борьбой ассоциируется розыск, задержание пре­ступников и привлечение их к ответственности, либо уничтожение их при сопротивлении. На сегодняшний день борьба является важнейшей компо­нентой любой стратегии воздействия на преступность.

Готовность к совершению преступления - это такое состояние субъекта, при котором он в любой момент (как только поступит пусковой импульс) может начать противоправную деятельность.

Дифференциальной ассоциации теория - одна из наиболее популярных современных зарубежных криминологических теорий. Теория дифферениальной ассоциации раскрывает механизмы, посредством которых социальная дезорганизация криминализирует население. Ее основоположником является профессор Иллинойского университета Эдвин Сатерленд (1883-1950).

Бихевиористы Р. Бюргесс и Р. Акерс дополнили теорию Э. Сатерленда концепцией оперантного поведения. На основании объяснения поведения по схеме «стимул-реакция» эти ученые модифицировали основные положения Э. Сатерленда следующим образом: преступному поведению обучаются в результате того, что эти формы поведения приводят подростка и тех, у кого он учится, к полезным и приятным для них результатам. Научение преступному поведению происходит тогда, когда оно подкрепляется более сильно, чем непреступное.

Зарубежные криминологические теории (современные) - система многообразных взглядов зарубежных ученых на преступность, ее причины и меры контроля. Анализ современной зарубежной практики воздействия на преступность показывает, что к числу работающих криминологических концепций относятся:

неоклассицизм (теории И. Бентама и П. Фейербаха с незначительными модификациями);

теория уголовной политики Ф. Листа;

психоаналитические концепции преступности;

социобиологическая теория деструктивности;

социологическая теория аномии (развитая на основе концепции Э. Дюркгейма);

концепция контроля преступности (разработанная Э. Сатерлендом на основе положений Э. Дюркгейма);

теория дифференциальной связи (предложенная Э. Сатерлендом и модифицированная его последователями);

виктимологические теории.

Изучение личности преступника - важнейшее направление исследования субъективных предпосылок преступного поведения и причин преступности. К фундаментальным методам изучения личности относятся опрос и наблюдение, промежуточной формой является психологическое тестирование (сочетающее в себе элементы первого и второго).

Клиническая криминология - одно из направлений зарубежной криминологии. Ее методологической основой является разработанная Э. Ферри и Р. Горафало концепция опасного состояния человека, суть которой заключалась в том, что преступника надо не карать, а выводить из состояния повышенной склонности к преступлению (и до тех пор пока это не сделано - изолировать).

Наиболее основательно методы клинического воздействия на преступников (реальных и потенциальных) разработал французский криминолог Жан Пинатель. Клиническое воздействие осуществляется последовательно в соответствии со следующими этапами: диагноз, прогноз, перевоспитание.

Количественные и качественные признаки преступности - показатели ее состояния, структуры и динамики. Преступность как явление может быть оценена и даже измерена в определенных количественных и качественных показателях, что очень важно для уяснения сущности этого явления, выявления его внутренних взаимосвязей, зависимости от внешних факторов. Без объективной оценки масштабов преступности невозможно адекватно приготовиться к борьбе с нею и разработать соответствующие меры эффективного воздействия на нее.

Коррекция отрицательных качеств личности - нейтрализация склонности к преступлению. Изменение качеств личности - один из мето­дов воздействия на человека и его поведение.

Можно выделить три уровня воздействия на личность:

1) жесткие меры воздействия (лоботомия, таламотомия и другие хирургические приемы изменения структуры мозга; насилие, лишение свободы, убийство);

2) мягкие меры (убеждение, принуждение, стимулирование, упражнение, изменение социальной ситуации развития, организация деятельности);

3) тонкий уровень воздействия (суггестия, биоэнергетическое воздействие, парапсихологические методики и т.п.).

Традиционными методами воздействия на личность являются убеждение, принуждение, упражнение. К комплексным методам относятся изменение социальной ситуации развития личности и организации деятельности.

Криминально-криминогенные феномены - негативные социальные явления: алкоголизация, наркомания, проституция, экстремизм, маргинальность. Многие из них являются тревожными симптомами деградации социальной сферы и национальной культуры, падения уровня нравственности и духовности в обществе, утраты людьми адекватных социальных ориентиров и смысла жизни.

Криминогенные качества личности - такие свойства личности, которые повышают вероятность совершения человеком преступления. Качествами личности обычно называют длительно существующие характеристики, проявляющиеся в поведении человека в различных ситуациях.

Криминогенные факторы - социальные явления, обуславливающие пре­ступность. К числу наиболее распространенных факторов, которые можно в той или иной степени наблюдать в любой стране, можно отнести следующие:

социальная дезорганизация, дисгармония (социальная несправедливость, социальное неравенство, общественная разобщенность, межнациональные и межрелигиозные противоречия);

недостатки системы воспитания (семейного, религиозного, школьного, общественного);

низкая эффективность позитивного информационного и идеологического воздействия;

дефекты функционирования системы правоохранительных и пенитенциарных органов.

Криминологическая характеристика преступности - раскрытие ее качественных и количественных признаков (состояния, структуры, динамики, характера).

Криминология - наука, связанная с юридическим анализом преступности и социологическим ее изучением. Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen - преступление, и греческого logos - учение. Дословно - учение о преступлении, а в широком смысле - о преступности.

Личность преступника - совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления.

Ломброзианство в криминологии - учение о преступнике как особом человеческом типе (отклонении от нормы) и преступности как следствии вырождения. В основу данного учения положены принципы антропологии (науки об эволюции человека и нормальных вариантах его физического строения).

Методика выявления причин и условий преступления - алгоритм, определенная последовательность действий, выполнив которые, человек сможет получить информацию по следующим вопросам: какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (либо могут привести к преступлению); каковы причины их образования; каковы условия их устойчивости; какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение; какие обстоятельства делают возможным совершение преступления (в том числе препятствуют его пресечению).

Исследованию причин и условий преступления предшествует выдвижение соответствующих гипотез (версий). Для этого необходимо знать типичные причины и условия преступлений. Один из вариантов типичных, наиболее распространенных криминогенных обстоятельств оказывается реальной причиной или условием конкретного преступления.

Методы криминологических исследований - совокупность приемов изучения преступности, личности преступника, причин преступности и мер воздействия на нее.

Мотивация преступного поведения - внутренний процесс возникновения, формирования и осуществления преступного поведения. Мотивация преступного поведения включает следующие элементы: потребность, мотив, цель, выбор путей и способов ее достижения, вероятностное прогнозирование, принятие решения, контроль и коррекцию поведения, анализ совершенного, раскаяние или выбор защитного мотива.

Мотив преступного поведения - внутреннее побуждение к общественно опасному действию. Мотивационная сфера личности - совокупность потенциальных побуждений человека.

Правовой подход к анализу преступности - традиционная методология анализа криминального феномена. Сущность правового подхода за­ключается в рассмотрении преступности как собирательного понятия - совокупности или даже системы преступлений. Определяя преступность таким образом, авторы отталкиваются от отдельных преступлений. Вся их совокупность в обществе и образует преступность.

Преступность - основной объект криминологического изучения. Все, что исследует криминология, так или иначе связано с преступностью. Одновременно преступность - главный объект воздействия разрабатываемых криминологией мер. Все выводы криминологии, рекомендации и предложения, вырабатываемые в рамках этой науки, направлены на достижение главной цели - оказание разрушающего воздействия на это общественно опасное явление.

Причинность - это такая связь между явлениями, при которой одно порождает другое. Причинность в криминальной сфере имеет свои особенности: она носит опосредованный (информационный, вероятностный) характер.

Радикальные криминологические теории - концепции зарубежных криминологов, полагающих, что без коренных социальных изменений избавиться от преступности невозможно. Ученые, занимающиеся исследованиями в русле радикальной криминологии, исходят из фундаментального теоретического положения о том, что социальная дезорганизация - неотъемлемое свойство социальной системы, без радикального изменения последней ни избавиться от преступности, ни даже уменьшить ее уровень не удастся. Радикальное направление в криминологии развивается тем интенсивнее, чем меньше представители государственных структур прислушиваются к рекомендациям криминологов, чем чаще они на деле отказываются внедрять их предложения в социальную практику. В этих условиях у ученых не остается выбора. Им приходится самим становиться организаторами эффективного воздействия на преступность: организаторами и исполнителями при реализации собственных криминологических концепций.

Социальная дезорганизация (аномия) - кризисное состояние общества, для которого характерно отсутствие гармоничности и солидарности, с одной стороны, между отдельными гражданами, с другой - между обществом и государственными структурами. Аномия - состояние общества, при котором социальные механизмы, регулирующие поведение людей либо перестают функционировать вообще, либо функционируют неэффективно.

Социологический подход к исследованию преступности - одно из наиболее популярных направлений криминологии. Основная идея социологической криминологии заключается в том, что преступность - это болезнь социума, а преступления - симптомы (признаки) этой болезни. Характер и масштабы преступности не зависят напрямую от воли законодателя: какие деяния запрещены под угрозой уголовной репрессии (криминализация), а какие разрешены. Как свидетельствует история, в законодательной практике возможны и ошибки, и произвол, и лоббирование, и корыстная заинтересованность (конструирование правовой разрушать государственность). Преступность зависит от характера сложившихся в социуме общественных отношений. Ее объективной характеристикой является опасность (в этом смысле количество людей, испытывающих страх оказаться жертвой преступных посягательств, - характеристика преступности куда более объективная, чем число зарегистрированных преступлений).

Стигма - термин, положенный в название одной из популярных зарубежных криминологических теорий. Теория стигмы раскрывает один из важнейших факторов социальной дезорганизации - пороки в области социального реагирования на преступления и правонарушения, негативные аспекты соответствующих традиций и общественного мнения, дефекты социальных механизмов, функционирующих в данной области (органы полиции, правосудия, система исполнения наказания). Стигма в переводе с латинского означает «клеймо». Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые, самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение. Этот факт был общепризнанным, и его брали за аксиому авторы данной теории.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»