Современные проблемы науки и образования. Стрессоустойчивость как фактор эффективности профессиональной деятельности руководителя

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Программа формирования стрессоустойчивости учащихся старших классов

дипломная работа

1.2 Понятие, функции и структура стрессоустойчивости

В психологической литературе активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессодоступность - личностные качества, препятствующие преодолению эмоциональных нагрузок . Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей, дистимиков и гипотимиков. При этом обнаруживается связь депрессивности и стрессоустойчивости. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Дети подвержены стрессу сильнее, чем взрослые. На них оказывают в раннем возрасте более сильное воздействие физические и природные стрессоры, а в подростковом - стрессоры оценок. Можно говорить о пониженной стрессоустойчивости у детей, особенно если она сопровождается дистимной акцентуацией характера, вегетативными или физическими нарушениями.

Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются спазмы в животе и головные боли даже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке.

Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой.

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. Человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства .

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги - это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства». Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него .

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» .

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» .

Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

О самом понятии стрессоустойчивости человека говорилось довольно много. Основная трактовка такова: "Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья." Б.Х. Варданян писал: "... Можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности" .

П.Б. Зильберман же в свою очередь имел взгляды и совсем с другой стороны на этот вопрос, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней"... Интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке".

Как можно почерпнуть из приведенных определений понятия стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (или успешность) деятельности. Пребывая в постоянном активном социальном положении, менеджер обязан иметь иммунную реакцию на все факторы, способные вывести его душевное и психологическое равновесие из строя. Для этого необходимо иметь "хорошую стрессоустойчивую форму"

Многими специалистами доказана взаимосвязь между физическим и психологическим здоровьем, а из этого следует, что не только физическое здоровье страдает от несостоятельной "психологической формы" человека, но и психологическая состояние напрямую зависит от физической подготовки. Физические упражнения, закаливание, здоровое питание - всё это является крепкими составляющими в таком щите от стрессов, как стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость -- это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического (тип, свойства нервной системы),

Б) мотивационного (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

В) Эмоционального компонента - эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

Д) информационного компонента - профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

Е) интеллектуального компонента - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

Рис. 4. Структура срессоустойчивости

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. Более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще.

Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни.

Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется. Стрессоустойчивость -- качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Выделяют три основных фактора, влияющих на стрессовые состояния: физиологический, поведенческий и субъективный. Л.А.

Китаев-Смык добавляет к этому перечню социально-психологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса. Выделяют следующие этапы в процессе развития стрессоустойчивости.

1) Интерпретация и оценка ситуации.

Интерпретируются и оцениваются:

В) соотношение требований ситуации и возможностей человека. Кроме некоторых физиологических стрессоров, все другие не действуют на человека напрямую, непосредственно воздействует образ стрессора, интерпретация стрессора, ситуации.

2) Оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме. Часто "мишенью" стрессорного воздействия является какая-либо отдельная система организма или сфера личности.

Начальные стрессовые сдвиги могут быть вызваны расстройством или травмой одного органа, повышеной нагрузкой на 1 сферу личности (напр. Информацационная перегрузка), потерей или изменением 1 личностно значимой связи, значимого соц. Качества. Затем разворачиваются множественные реакции, наступают разнообразные последствия.

3) Наиболее важным этапом является адаптационный процесс.

А) противодействие,

Б) приспособление,

Рис. 5 Этапы в развитии стрессоустойчивости

Направленность адаптационной активности определяется, с одной стороны, природой стрессорного воздействия, спецификой ситуации, а с другой - особенностями личности, резервами организма. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек и т.д. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации.

Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:

1) по силе: шоковые (внезапные), подострые (кратковременные, но эмоц. Значимые), хронические (длительные).

2) по значимости для личности (значимые и незначимые)

3) по направленности информации (привносящие или лишающие ее)

4) по разрешимости

5) по длительности

Неблагоприятные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека. Умеренный эмоциональный стресс активизирует резервные возможности человека.

За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрессогенные ситуации. Но определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций оказалось очень сложно.

Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. Т.е. Один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В современных трудах ряд авторов связывают исследование стрессоустойчивости личности с преобладанием тех или иных "стратегий совладания".

Успешное переживание трудной жизненной ситуации разнообразно по своей фабуле, и, соответственно, различными являются стратегии совладания человека с трудностями. Стратегия самоконтроля, поиска соц. Поддержки, принятия ответственности, стратегия избегания, позитивной переоценки и др. В современных исследованиях проблемы стрессоустойчивости личности большое внимание уделяется психологических, личностных детерминант, определяющих реагирование человека в условиях стресса. Интенсивность стрессового состояния зависит не только от условий воздействия стрессоров, но и от мотивационных и социальных характеристик человека, которые являются существенной детерминантой поведения его в стрессе.

Установлены возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. По сравнению с молодыми людьми пожилые люди используют менее энергичные формы совладания.

Таким образом, обобщая сказанное выше можно сделать следующие выводы:

· Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности. Стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

· Стрессоустойчивость -- это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического,

Б) мотивационного,

В) эмоционального,

Г) волевого,

Д) информационного,

Е) интеллектуального.

· Выделяют следующие этапы в процессе развития стрессоустойчивости.

1. Интерпретация и оценка ситуации.

А) требования ситуации, величина нагрузки, степень угрозы (благополучию, здоровью, авторитету и др.),

Б) возможности организма и личности,

В) соотношение требований ситуации и возможностей человека.

2. Оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме.

3. Наиболее важным этапом является адаптационный процесс.

В нем может доминировать одно из трех направлений:

А) противодействие

Б) приспособление

В) уход от стрессорного воздействия.

· Стрессоустойчивость -- качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

Гендерные различия стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел

Стресс - совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). По словам учёного Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е...

Гендерный аспект стрессоустойчивости работников торговли

В словаре "Стрессоустойчивость - это набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов. С...

Диагностическое исследование профессионально важных качеств студентов на примере эмпатии

Прежде всего, определимся со значением самого термина «профессия». Среди многочисленных трактовок, предлагаемых современной литературой выберем самые распрастраненные. Большой толковый словарь определяет профессию...

Задачи и виды деятельности психолога в образовании

"Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных свя-шх, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми...

Изучение мышления практического психолога

Практическое мышление по своей природе ориентировано на обеспечение функционирования мыслительных процессов человека, направленных на решения практических вопросов и задач, возникающих на практике, и требуют применения новых схем действий...

Изучение стрессоустойчивости у алко- и наркозависимых

Современная жизнь изобилует стрессами. Динамичный темп жизни диктует свои условия, стрессы могут поджидать нас повсюду и на работе, и в семье. В связи с этим термины стресс и стрессоустойчивость употребляется очень широко...

Исследование стрессоустойчивости у сотрудников УИС

В переводе с английского языка "стресс" обозначает давление, натяжение . Понятие "стресс" подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово "стрессор" стало обозначать не только физическое...

Исследование уровня стрессоустойчивости у верующих людей (на примере католической религии)

Так как стресс является неотъемлемой частью нашей жизни и оказывает существенное влияние на здоровье, личность и деятельность человека, необходимо знать, какие качества человека позволяют определить устойчивость к стрессу...

Особенности самооценки обучающихся школы-интерната VIII вида с различной степенью интеллектуальной недостаточности

Особый интерес в психологии представляют исследования личности, которые рассматривают человека, прежде всего, со стороны целостности Я-концепции или самосознания [Столин, 1983; 6]. "Я" - это своего рода ядро, центр человеческой личности...

Понятие, виды и структура социальных установок

психология социальная установка аттитюд Традиция изучения социальных установок сложилась западной социальной психологии и социологии. Отличие этой традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований...

Психологический климат коллектива

Слово "коллектив" происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает "объединяю", а латинское collectivus - собирательный. Коллектив - это общность людей...

Разработка тренингов повышения стрессоустойчивости менеджеров в организации

О самом понятии стрессоустойчивости человека говорилось довольно много. Основная трактовка такова: "Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные...

Социальные установки юношей и девушек к суицидальному поведению

Стресс и стрессоустойчивость

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать (14,9)...

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать...

Психологический стресс можно определить как фено­мен осознавания, возникающий при сравнении требова­ний, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Стресс присущ самой нашей жизни, он неотъемлемый компонент существования. Каждый человек имеет свой уровень устойчивости к стрессам. На одинаковую ситуацию можно отреагировать по-разному, все зависит от внутреннего состояния человека. Современная жизнь - это постоянный стресс, и стрессоустойчивость просто жизненно необходима. Факторы стресса развивают в человеке много отрицательных эмоций и негативных качеств, которые с каждым днем накапливаются. Стрессоустойчивость бывает нескольких уровней, и характеризует каждого человека по-своему. Как же стрессоустойчивость определяется и какое влияние она имеет на условия жизни человека? Разберем более подробно понятие и все, что с ним связывают.

Стрессоустойчивость имеет несколько уровней

Определение стрессоустойчивости

Понятие стрессоустойчивости известно не каждому. Стрессоустойчивость – это набор разных качеств, благодаря которым наш организм реагирует на различные проблемы максимально спокойно. Человек занимается решением проблем, взвесив все «за» и «против». Это психологическая особенность к саморегуляции, так называемый ресурс терпения, умение сохранять спокойствие в любой ситуации.

Факторы

Различают внешние и внутренние факторы:

  1. Внешние: вредные привычки, чрезмерная нагрузка, потеря близких, развод, эмоциональные проблемы, экологические проблемы.
  2. Внутренние: болезни, плохой обмен веществ, плохое питание, аллергические заболевания, отсутствие или нехватка витаминов и минеральных веществ, а отсюда - депрессия.

Любой человек независимо от статуса, внутренних ресурсов, гендерных особенностей, психологического портрета и образа жизни время от времени испытывает стресс и негатив. Уровень устойчивости человека к стрессам зависит от количества и сложности проблем, которые вызвали стресс. Убрать самостоятельно признаки негативной ситуации, такие как злость, обида или разочарования, невозможно, но можно поменять свое отношение к ней. Важно уметь сориентироваться в стрессовой ситуации и решить что важно для вас, а от чего можно отгородиться, не переживать по пустякам и защитить свою психику. Понятие стрессоустойчивость личности подразумевает правильное поведение человека в условиях стресса, помогающее его преодолеть без вредных последствий для человека, его личности, здоровья и окружающих.

Многие могли сталкиваться с такой ситуацией, когда от небольшого стресса появляется головная боль, наблюдается упадок сил, вялость, сонливость. Все это влияет на эффективность жизни в целом. Если рассматривать ситуацию с медицинской точки зрения, то в период переживаний поднимается уровень кортизола, гормона стресса.

Именно из-за увеличения уровня этого гормона случается срыв нервной системы. Те люди, у которых высокая стрессоустойчивость, имеют крепкое здоровье и практически не нервничают. Их психологическая особенность заключается в том, что они умеют контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие и выходить из стрессовой ситуации без отрицательных последствий для здоровья.

Уровни

Существует несколько уровней стрессоустойчивого поведения, которые показывают психологическую выносливость человека в той или иной ситуации, его умение справиться со стрессом самостоятельно. Уровень стрессоустойчивости является индивидуальной характеристикой любого человека. Эффективность и механизмы решения проблем зависят от следующих уровней:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Отличительные черты высокого уровня: уверенность, твердость и быстрое принятие решения. Люди с высоким уровнем обладают твердым характером, обеспечивающим спокойствие и невозмутимость в любой ситуации и повышенную устойчивость к стрессу.

Основные отличительные качества среднего уровня включают в себя стойкость духа и способность нормально отнестись к возможным трудностям. Неприятности в жизни происходят у каждого человека, и к ним нужно относиться нормально, сказать себе: «было хорошо, а станет еще лучше». Люди со средним уровнем ищут лучший выход из сложившейся ситуации.

Ресурс низкого уровня наблюдается у людей, которые пережили какое-то сильное потрясение, они теряются даже в несерьезных проблемах. Такому человеку нужно сильно постараться, чтобы приспособиться к резким изменениям в жизни.

Необходимо выработать в себе резистентность к окружающим негативным факторам.

Стрессоустойчивый человек обладает крепким здоровьем и спокойным характером

Компоненты стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость явление непостоянное. Ряд компонентов стрессоустойчивости представлен врожденными элементами (вполне могут передаться от родителей ребенку генетически, но такое «наследство» делает человека уязвимым), присущими каждому человеку в индивидуальном порядке. Другой ряд компонентов представлен приобретенными элементами, которые можно развивать и тренировать. Это понятие включает в себя следующие компоненты стрессоустойчивости:

  1. Способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций.
  2. Способность контролировать эмоции, развитые волевые качества личности, владение навыками саморегуляции.
  3. Способность выдерживать более длительное и сильное напряжение.
  4. Способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях.

Типы

Психология подразделяет всех людей на типы, исходя из различия реакций на стресс:

  • Стрессонеустойчивые - не могут адаптироваться к внешнему миру, не меняют своего поведения, не могут быстро принять правильное решение. Любое событие или даже мысль о нем приводит таких людей к стрессу.
  • Стрессотренируемые - готовы к переменам, но к небольшим. Если решить проблему не получается, становятся раздражительными, депрессируют. Но по мере повторения аналогичных стрессовых ситуаций, привыкают, реагируют на них более спокойно.
  • Стрессотормозные - готовы меняться внезапно и однократно. Но если стресс имеет вялотекущий характер или стрессы следуют один за другим, падают духом и не контролируют свои эмоции.
  • Стрессоустойчивые - спокойно принимают перемены и умеют принять правильное решение в экстремальной ситуации. Стрессом для них являются только самые тяжелые события в жизни.

Как правильно развивать стрессоустойчивость

Повысить стрессоустойчивость можно, для этого существует несколько формирующих методик. Чтобы добиться высокого стрессоустойчивого уровня, необходимо выполнять некоторые рекомендации. Есть разные подходы к решению проблемы. Например, можно попробовать оценить происходящее. Нужно решить для себя:

  • «важно ли это для меня?»;
  • «сможет ли это поменять мою жизнь?»;
  • «чего я хочу от жизни».

Существует много жизненных фрустрационных ситуаций, на которые не нужно обращать внимание. Если личность волевая, она не будет обращать свое внимание на мелочи, а будет развивать устойчивость к стрессу. Человек должен понять что будет с его здоровьем и нервной системой, если поддаться негативным факторам.

Если вас что-то не устраивает в жизни, стоит начать изменять ее в лучшую сторону до тех пор, пока условия жизни не придут в норму.

Анализирование ситуации

Анализируя свою жизнь и особенности поведения, можно выделить такие факторы:

  • понимание и изменение ситуацию самостоятельно;
  • невозможность решить проблему.

Чтобы стресс закончился и повысилась устойчивость к нему, необходимо с пониманием относиться к любой ситуации или попробовать изменить ее в выгодную сторону. Наиболее эффективным методом, обеспечивающим подробный анализ стресса, является ведение дневника стресса. Проанализировав свои записи в дневнике можно просто и быстро определить, какие события или жизненные ситуации способствовали возникновению стресса.

Анализ ситуации поможет справиться со стрессом

Как отпустить проблему

Другой тип методики – дать возможность выйти отрицательным эмоциям, ведь личность волевая должна научиться контролировать свои эмоции.

  1. Решить проблему можно, дав выход эмоциям. Помогут занятия спортом или физкультурой. Например, можно боксировать грушу или заняться бегом.
  2. Многие люди идут в безлюдное место и кричат во все горло. Крик помогает снять напряжение и уравновесить нервную систему.
  3. А также можно завести личный дневник и записывать мысли о том, что накипело.
  4. Бассейн, различные спа-процедуры отлично укрепляют наше физическое и психическое здоровье.
  5. Нужно «выпустить пар»: можно побить кулаком подушку, порвать бумагу или просто выругаться.

Существует масса методов, которые помогают сохранить позитивное настроение и повысить стрессоустойчивость.

Плавание в бассейне отлично снимает стресс

Варианты решения проблемы

Упражнений, которые помогут развить это важное качество и подойдут абсолютно всем без исключения, нет.

  1. На стрессоустойчивость сильно влияют всевозможные болезни человека. Больные люди наиболее подвергаются стрессам, а вот здоровые имеют крепкий иммунитет и, соответственно, хорошую стрессоустойчивость. Поэтому стоит обеспечить себя обезболивающими, вдруг начнет болеть голова или любой другой орган.
  2. Обязательно наладить режим питания.
  3. Чтобы ресурсы стрессоустойчивости увеличились, можно заняться спортом. Занятия физическими упражнениями, например, бег по утрам или зарядка будут положительно влиять на устойчивость организма к стрессу.

Заключение

Оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Сохранить устойчивость к стрессам, а также повысить ее уровень несложно. Положительные эмоции, питание и хороший отдых – все, что нужно человеку для спокойствия. А также саморегуляции своего состояния, выработке правильного стрессоустойчивого поведения помогут спорт или интересное хобби.

Рассмотрим понятие стрессоустойчивости в психологической науке. Ученый-психолог Б. Х. Варданян понимает стрессоустойчивость как процесс особого взаимодействия всех компонентов психической деятельности, в том числе и эмоциональных. В своих научных работах он отмечает, что стрессоустойчивость можно более конкретно обозначить как свойство личности, которое обеспечивает гармоническое взаимооотношение всех компонентов психики в экстремальной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» .

В своих научных работах П. Б. Зильберман обращает внимание на одну из существенных сторон стрессоустойчивости, отмечая, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, аргументирующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. В своих научных трудах им предложено свое толкование стрессоустойчивости «Это интегративное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое способствует максимально успешному достижению цели деятельности в усложненной эмотивной обстановке».

Таким образом, стрессоустойчивостью называют самооценку способности, и возможности преодоления экстремальной ситуации, которая взаимосвязана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т. д.

Отметим, что понятие стрессоустойчивости рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, которая влияет на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс - это психофизиологическая реакция организма человека, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашей жизнедеятельности просто невозможно, да это не всегда и надо, т. к. стресс обладает способностью закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям, которые могут произойти в будущем. У каждого человека есть свое собственное понимание стресса, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нецелесообразно.

Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств человека, благодаря существованию которых он в состоянии переносить перегрузки (интеллектуальные, волевые и эмоциональные). Другими словами стрессоустойчивый человек в состоянии адекватно «пережить» гнев руководства, найти оперативное решение сложной производственной задаче и стерпеть несправедливые претензии клиента без особых негативных последствий для своего здоровья и окружающих его людей .

Индивидуально-психологические особенности и мотивационная ориентация личности определяет устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций. Отметим, что экстремальное воздействие далеко не всегда негативно влияет на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно является причиной дополнительной активизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные последствия в будущем. Типичными болезнями “стрессовой этиологии” выступают сердечно-сосудистые патологии, а так же язва желудка, вместе с ними психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния, которые так же весьма характерны для современного человека.

Частые и длительные стрессы, оказывают негативное влияние не только на психологическое положение, но и на общее - физическое здоровье человека. Все это представляет собой самые главные «факторы риска» при появлении и обострении таких опасных заболеваний, как сердечно-сосудистые и проблемы желудочно-кишечного тракта.

Выходя из этого, нужно сказать, что прикладные исследования индивидуальной невосприимчивость человека к стрессу крайне важны, чтобы таким образом избежать развития патогенных состояний. В серии научных исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана был проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. В своих научных работах ученые выделяют два основных типа: А -- подверженных стрессу, В -- устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, на который влияет стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”. В результате этого у них наблюдается потеря здоровья, зачастую еще в молодом возрасте.

Люди склонны реагировать на экстремальные жизненные ситуации чувством страха, тревоги, чрезмерным возбуждением или наоборот состоянием ступора и заторможенности.

Однако некоторые люди являются эмоционально более стойкими и могут контролировать свои эмоции. Они умеют оптимально активизировать свои внутренние ресурсы и таким образом преодолевают стрессовую ситуацию без отрицательного влияния на свой организм. К сожалению, не все люди обладают высокой эмоциональной стойкостью. Ученые утверждают, что это умение является мало изменяемым качество личности.

Психологи установили, что количество эмоционально стойких людей, в таком специальном понимании этого понятия, ограничено - их в мире только одна четвертая часть от всего населения земного шара. Считается, что эмоционально стойкими должны быть люди различных экстремальных профессий: военные, пожарники, космонавты. Другие некоторое время могут выполнять эмоционально напряженную работу, но потом обычно теряют трудноспособность и здоровье .

Отношение к работе, рабочие стрессы и связанные с ними проблемы со здоровьем вызваны работой генов.

Отметим, что проявлением эмоциональной устойчивости является не только способность человека успешно преодолевать экстремальные обстоятельства, но и стремление вести себя эмоционально разумно в повседневной жизни. Эмоциональная разумность - это еще одно важное личностное свойство, которым, к счастью, можно овладеть, если приложить для этого усилия. В основе эмоционального интеллекта лежит умение человека понимать свои эмоции и причины, которые их порождают, умение понимать эмоции других людей и учитывать их в общении, умение регулировать волевые качества, настраивать себя на активную деятельность и поддерживать доброжелательные отношения с другими. Эмоциональный интеллект обладает так называемой стрессозащитной функцией.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы стрессоустойчивости как фактора, влияющего на отношение студентов к учебной деятельности 11

1.1. Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке.. 11

1.2. Отношение студентов к учебной деятельности как предмет изучения педагогической психологии 39

1.3. Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов 54

Выводы по I главе 67

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 69

2.1. Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 69

2.2. Организация и внедрение психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 90

2.3. Анализ результатов эмпирического исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 120

Выводы по II главе 129

Заключение 131

Список использованной литературы 135

Приложение 156

Введение к работе

Актуальность исследования. В рамках модернизации системы высшего образования России, в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране и в мире, осуществляется подготовка конкурентоспособного специалиста, важной профессиональной характеристикой которого является позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность, прогнозируемость развития его личности (Т.В. Габай, В.А. Зобков, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцов, В.А. Якунин и др.).

У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента (В.А. Бодров, Е.А. Корсунский, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, Ю.В. Щербатых, и др.).

Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости
проведения комплексного исследования влияния уровня

стрессоустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, а также необходима разработка психолого-педагогической технологии, формирующей позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Состояние и степень разработанности проблемы. В современной научной отечественной литературе проблему отношения к учебной деятельности рассматривали такие ученые, как A.M. Акбаева, И.Г. Антипова, Т.Д. Дубовицкая, С.А. Захарова, Н.Г. Левандовский и др.

Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Н.В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг

Хи, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, A. Lehtonen и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л.Р. Гребенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В. Fletcher, S. Folkman, R. Lazarus, J. Suls и др.).

Отдельные исследования (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян,

А.А. Напримеров, А.А. Реан, СВ. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т.В. Середа, М.Л. Хуторная, Е.Г. Щукина, D. Mechanic и др.).

Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и учебной деятельности у студентов в педагогической психологии.

Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:

Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке

Популярность концепции стресса обусловлена тем, что она претендует на объяснение многих явлений жизни: реакций человека на психотравмирующие ситуации, природу различных конфликтов и причины заболеваний.

Изначально публикации, посвященные проблеме стресса, были в основном по физиологической и медицинской тематике, но в последние годы все больше работ посвящены психологической проблеме стресса.

В библиотеке Интернационального института стресса собрано более 150 тысяч публикаций, посвященных стрессу .

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной психологии, физиологии, медицине включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические, психолого-педагогические) и с сопротивлением этой нагрузке.

Как отмечал Ф.Е. Василюк «непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят ко всему, что угодно... к таким совершенно разнородным явлениям, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение» . По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати» . Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс» . А СВ. Касл вообще утверждает, что понятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

В переводе с английского языка стресс (stress) означает давление, нажим, напряжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Впервые этот термин в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский ученый физиолог Ганс Селье .

По определению Селье, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» . Автор также ввел понятия дистресса - стресса, вызывающего негативные эмоции и эустресса - вызывающего положительные эмоции. Была показана независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию, что позволило автору ввести понятие «общего адаптационного синдрома» (ОАС), состоящего из трех стадий:

Стадия тревоги (фаза шока), выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма, в первую очередь, физиологических и биохимических, способствующих быстрому проявлению оборонительной реакции («реакции борьбы или бегства»). Е. Черепанова считает, что на этой стадии человек находится в «предстартовой готовности», физически и психологически чувствует себя приподнято;

Стадия адаптации (резистентности, сопротивления), когда организму удается успешно справиться с воздействующими на него факторами. На данной стадии организм всегда стремится обеспечить постоянство и равновесие состава своей внутренней среды и уровней функционирования всех систем. Но когда организму предъявляются новые требования, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. При этом новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами; если же действие стрессоров не приостанавливается, и продолжает действовать длительное время, то наступает:

Стадия истощения, когда приспособительные возможности организма снижаются, накапливается усталость и наступает утомление. В это время необходима помощь «извне»: либо устранение стрессоров, либо, если это невозможно, поддержка систем адаптации (психологическая и психотерапевтическая).

В настоящее время исследователями однозначно доказано, что стресс более сложное явление, чем было первоначально рассмотрено Г. Селье. Позднее сам Селье выделил в ОАС эмоциональный компонент, что в последующем позволило включить данный феномен в психологические исследования.

Наглядность подходов Г. Селье к пониманию сущности целого ряда патофизиологических феноменов и эффективность его терапевтических реакций побудили многих ученых применить концепцию стресса к психическим реакциям человека, возникающим в критических условиях.

Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов

Научные исследования, проведенные в психолого-педагогической литературе, показывают, что на отношение студентов к учебной деятельности влияют различные факторы, такие как организация учебного процесса , уровень развития коллективов групп , производственная и педагогическая практика и др.

Можно отметить, что во всех вышеизложенных исследованиях выявлены определенные особенности направленности личности, условия воспитания, оказывающие существенное влияние на формирование положительного отношения учащихся и студентов к учебной деятельности.

В.Н. Косырев, В.А. Сластенин, М.И. Старов выделяют систему факторов, влияющих на отношение студентов к учению. Данная система представляет собой четыре группы: в I группу вошли - деятельность педагогического коллектива вуза в целом, педколлектива факультета, коллектива учебной группы, актива группы, а также отдельных личностей (кураторов, преподавателей, товарищей по институту); ко II группе относятся так называемые «факторы-стимулы» - поощрения, наказания, стипендия (исходящие или зависящие от первой группы); III группа - факторы, представляющие систему деятельностей: учебные занятия в институте, производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, их самостоятельная работа; и IV группа представлена факторами, связанными с личностными особенностями студентов, такими как гражданская позиция, удовлетворенность выбранной специальностью, самооценка и уровень притязания в учебной деятельности. Влияние данных факторов на формирование у студентов ответственного отношения к учению авторы оценивали по трем параметрам: качеству (позитивное - негативное); силе (слабое - сильное) и устойчивости (устойчивое - неустойчивое).

На основании вышеизложенной системы, мы выделяем следующие группы факторов, влияющих на отношение студентов к учебной деятельности:

- «педагогическое воздействие» - к нему относится педколлектив вуза в целом, педколлектив института (факультета), отдельные преподаватели, куратор учебной группы;

- «мемсличностное взаимодействие» - взаимодействие в коллективе учебной группы;

- «факторы-стимулы» - входит система поощрений и наказаний (моральных и материальных), таких как стипендии (в том числе именные), премии, грамоты, дипломы; мы относим сюда также и систему рейтинга, которая вводится в современных вузах. По нашему мнению, помимо контрольно-оценочной функции, данная система, а именно ее рейтинговая структура, также способствует стимулированию отношения студентов к учебной деятельности;

- «система деятелыюстей в вузе» - учебные занятия в вузе (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, самостоятельная работа. Также к данному фактору мы вносим зачетные и экзаменационные сессии, являющиеся очень действенным фактором отношения студентов к учебной деятельности.

Все вышеперечисленные факторы можно объединить в группу объективных факторов, влияющих на отношение к учебной деятельности. Следует отметить, что данная группа факторов, по нашему мнению, одновременно является для студентов и факторами-стрессорами.

Наряду с объективными факторами, выделяются также и «субъективные факторы», к числу которых относятся: удовлетворенность выбранной специальностью, гражданская позиция, уровень притязания в учебной деятельности и т.д. По нашему мнению, в группу субъективных факторов необходимо внести еще один немаловажный фактор, влияющий на отношение к учебной деятельности - это такое свойство личности как стрессоустоичивость. Ведь именно умение противостоять стрессу и адаптироваться в различных ситуациях учебной деятельности помогает студенту справиться с воздействующими на него факторами-стрессорами, приводит студента в психологическое равновесие, а это, в свою очередь, не только обеспечивает положительные результаты в успеваемости, но и сохраняет психологическое здоровье студента в целом.

Рассматривая адаптационную способность человека к стрессу, считаем необходимым вначале назвать факторы, провоцирующие развитие стресса в учебной деятельности.

Многие исследователи выделяют среди них внешние и внутренние.

Так, к внешним факторам вызывающим отрицательные психологические состояния и дезорганизующим деятельность студента, а также исключающим возможность его обычного, адекватного поведения относят те условия деятельности, которые могут быть определены как объективно существующие.

В научной литературе в качестве таких условий выделяют: перегрузку информацией, дефицит времени, сенсорную и социальную изоляцию, высокий темп поступления сигналов, временную неопределенность событий и т.п.

Однако, О.А. Конопкин отмечает, что необходимо иметь ввиду, что одни и те же внешние условия могут у различных субъектов вызывать различные по содержанию и качеству отношения, которые могут быть только отношениями деятельности и взаимодействия индивида с окружающей средой. Характер отношения зависит, в свою очередь, от различных индивидуальных особенностей человека, которые могут быть названы внутренними условиями и под которыми понимаются особенности высшей нервной деятельности, ее внутренние законы, вскрываемые физиологическими исследованиями, потребностными мотивами и установками человека, эмоциями, чувствами и способностями, всей системой навыков, привычек и знаний, отражающих внутренний мир человека.

В то же время С.Л. Рубинштейн говорил о том, что внутренние условия сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться.

По нашему мнению наиболее полной, представляющей в общем чрезвычайные условия, способствующие возникновению стресса, является классификация, приводимая В.Д. Небылицыным . Данный автор отмечает, что чрезвычайными условиями следует считать такие значения элементов ситуации, которые ощущаются и переживаются субъектом как источник дискомфорта. Он также разделяет факторы на внешние и внутренние.

Внешние характеризуются: определенным видом воздействия (его содержательными, специфическими особенностями), продолжительностью воздействия, интенсивностью, объективной трудностью работы или достижения цели, ограниченностью времени достижения цели, дефицитом информации или неопределенностью возможных исходов, физическими, микроклиматическими, гигиеническими и другими экологическими факторами, препятствующими деятельности. Эти объективные факторы могут действительно быть названы стрессорами.

Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости

Проблеме исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности, как показал проведенный теоретико-методологический анализ научных источников и наши наблюдения в современной науке не уделяется достаточного внимания. Это объясняет важность и актуальность изучения особенностей влияния уровня стрессоустойчивости на отношение студентов к учебной деятельности.

В настоящее время в научный лексикон психологии и педагогики прочно вошло понятие «технологии». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и...логия) - «совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Технологией принято также называть описание производств, процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. Задачей технологии как науки является выявление различных закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производств, процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов» .

В настоящее время достаточно хорошо известно понятие «педагогическая технология», рассматривающееся в различных контекстах: как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств ; как содержательная техника реализации учебного процесса ; как описание процесса достижения планируемых результатов обучения ; как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ; как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (В.П.Беспалько, И.П. Волков, М.В. Кларин, В.М. Монахов, М.А., Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, В.В. Юдин и ДР-)-

Таким образом, с одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию предмета труда или социальной реальности, а с другой технология - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения.

Рассматривая понятие «Психологические технологии» некоторые авторы подразумевают определенные психологические подходы (личностно- ориентированные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-эмоциональные и др.) ; другие - набор конкретных психотехник, направленных на развитие какого-либо личностного свойства (примером является книжная серия «Психологические технологии», выпускаемая издательством «Академический проект»).

Мы, в своем исследовании, исходя из вышеописанного понятия «технология», определяем, что психолого-педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, используемых в рациональной последовательности, направленных на решение определенной психологической проблемы, на формирование и развитие определенных свойств личности. В данном исследовании решается психолого-педагогическая проблема развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов и предполагается развитие такого свойства личности как стрессоустойчивость.

Исходя из вышесказанного, мы выстраиваем разработанную психолого-педагогическую технологию развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения у них уровня стрессоустойчивости на основе эклектического принципа (часто используемого на сегодняшний день в отечественной психологической практике, в основном, не скованной рамками каких-либо конкретных школ), определенного синтеза различных подходов в психологии, подбирая необходимые методы, приемы, психотехники, продумывая используемые средства и выстраивая схему проведения всей работы по повышению уровня стрессоустойчивости в учебной деятельности.

Со стрессовыми ситуациями каждый человек сталкивается практически ежедневно. Но почему кто-то спокойно реагирует и взвешенно подходит к решению проблемы, а другие надолго впадают в состояние прострации, ограничивают личное общение и нередко жалуются на плохое самочувствие. По мнению специалистов, поведение человека в экстремальной ситуации определяет стрессоустойчивость.

В книгах, посвященных психологии, это понятие трактуют по-разному. Но специалисты сходятся в одном. Это индивидуальная особенность человека, которая обеспечивает адекватный физиологический, биологический и эмоциональный ответ на влияние стрессовых факторов. Если смотреть с точки зрения психологии, стрессоустойчивость — своего рода характеристика личности, влияющая на деятельность в целом и работоспособность в частности.

Однако в отличие от физических качеств (например, внешность, генетическая предрасположенность к тем или иным заболеваниям и т.д.), устойчивость к стрессу можно выработать.

Для этого существует ряд психологических методик, в данном направлении «работает» и йога.

Важно понимать, что стресс влечет за собой не только реакции на эмоциональном и психологическом уровне. Все это управляется сложной системой гормонов, нейротрансмиттеров (серотонина, дофамина, норадреналина и др.). Происходящие под влиянием стресса изменения влияют на все процессы жизнедеятельности в организме человека.

Некоторых из них полезны и позволяют с наименьшими потерями пережить травмы, раны, тяжелые потрясения. Однако если подобное состояние сохраняется на протяжении длительного времени, человеческие ресурсы постепенно истощаются, что приводит к затяжному ухудшению настроения, раздражительности, агрессии и т.д. Внутренние органы и системы также не могут существовать в состоянии постоянного напряжения и нехватки основных биологически активных веществ, так как в острой фазе стресса происходит их быстрое высвобождение из депо.

В результате повышается вероятность развития разнообразных заболеваний, а цепь происходящих при стрессе биохимических реакций и называют психосоматикой. Именно поэтому укреплять нервы и снижать восприимчивость к стрессу крайне важно.

В настоящее время такое качество очень полезно и является одним из обязательных требований в каждом HR-агентстве. По мнению психологов, которые специализируется на межличностных отношениях в трудовом коллективе и методиках подбора персонала, в зависимости от восприятия и действия в стрессовых ситуациях людей можно разделить на:

  • Стрессонеустойчивые . Для них характерно неумение приспосабливаться под изменяющиеся обстоятельства внешней среды. Под влиянием неблагоприятных факторов человек с таким складом характера впадает в ступор и не способен к дальнейшему принятию решений.
  • Стрессотренируемые . Постепенно накапливают опыт и тактику поведения в стрессовых ситуациях. Воздействие ранее «незнакомого» фактора может вызвать кратковременное замешательство, но впоследствии человек быстро берет себя в руки и готов к активным и адекватным действиям.
  • Стрессотормозные . Отличаются стойкостью жизненных установок и принципов и хорошо переносят кратковременный стресс. Однако длительное воздействие неблагоприятных условий выбивают из колеи и приводят к стойкому нарушению эмоционального состояния человека.
  • Стрессоустойчивые . Прекрасно приспосабливаются к переменчивым условиям, легко переносят влияние стрессовых факторов. Более того, люди, обладающие такими качествами, иногда сами провоцируют подобные ситуации. Но вместе с тем, способность противостоять стрессу часто сопровождается нежеланием заниматься монотонной, повседневной работой.

Сама способность к стрессоустойчивости подразумевает сочетание нескольких аспектов (у каждого человека они проявляются в большей или меньшей степени):

  • физиологический, обусловлен резервами и состоянием нервной системы, ее возможно укрепить путем специальных упражнений, аутогенных тренингов, медитаций;
  • волевой, характеризуется способностью человека взять себя в руки и рассматривать ситуации вне зависимости от эмоций;
  • мотивационный, зависит от мотивов, которые побуждают к дальнейшему действию в условиях стрессовой ситуации;
  • эмоциональный, обусловлен психотипом человека, особенностями его реакции на те или иные события;
  • интеллектуальный, характеризуется способностью к беспристрастному анализу ситуации и выработке стратегии дальнейших действий.

Чтобы определить собственный уровень стрессоустойчивости, психологи предлагают ответить на ряд вопросов:

  1. На мое состояние влияет поведение и настроение окружающих меня людей.
  2. Меня угнетает критика в мой адрес.
  3. В работе я стремлюсь к перфекционизму, и неудачи надолго выбивают меня из колеи.
  4. Я страдаю от нарушений сна.
  5. Мне кажется, что люди недостаточно оценивают меня и мои поступки.
  6. Даже незначительные события вызывают у меня приступ раздражительности.
  7. Я испытываю агрессию.
  8. Мне постоянно не хватает свободного времени.
  9. Мне тяжело справиться с неприятностями.
  10. Я попадаю в конфликтные ситуации.
  11. Мне сложно сосредоточиться.
  12. Меня беспокоит предстоящая работа.
  13. Я чувствую себя беспомощным.
  14. Неожиданные события надолго выбивают меня из колеи.
  15. Меня тревожит внутреннее беспокойство.
  16. Я склонен (склонна) к нервозности.
  17. Я сталкиваюсь со слабостью и повышенной утомляемостью.
  18. Я испытываю раздражение.
  19. Меня заботят проблемы посторонних людей.
  20. Меня одолевает страх и тревога.
  21. Я выпиваю 4 и больше чашек кофе в день.
  22. Я лгу.
  23. Я не уверен (-а) в себе.
  24. Я не могу преодолеть трудности, мне кажется, что это никогда не закончится.
  25. Я способен собраться и мобилизовать силы, чтобы выполнить свою работу.
  26. Меня беспокоят приступы головной боли.
  27. Я неправильно питаюсь.
  28. Я опасаюсь перемен в своей жизни.

Ответы на вопросы интерпретируют следующим образом:

  • часто (или сильно) — 2 балла;
  • редко (иногда) — 1 балл;
  • нет (или никогда) — 0 баллов.

Следующий блок тестов включает такие утверждения:

  1. Я стараюсь быть первым во всем.
  2. У меня есть хобби, я посещаю различные культурные и развлекательные мероприятия.
  3. Я испытываю положительные эмоции.
  4. Я встречаюсь с друзьями, общаюсь с другими людьми.
  5. Я занимаюсь спортом.
  6. Я бываю счастлив.
  7. Я строю планы на дальнейшую жизнь.
  8. У меня не возникает трудностей в заведении новых знакомств.
  9. Я бываю доволен.
  10. Я оптимистично смотрю в будущее.

Ответы на эти вопросы расшифровывают следующим образом:

  • часто (или сильно) — 0 баллов;
  • редко (иногда) — 1 балл;
  • нет (или никогда) — 2 балла.

Для интерпретации результата необходимо суммировать баллы:

  • 0—11 баллов . Высокая. Такой человек обладает способностью долго и продуктивно работать в любых условиях, быстро находит решение проблем, уверен в себе, умеет рационально распределять собственное время.
  • 12—23 балла . Уровень выше среднего. Данный тип личности отличает умение извлекать урок из различных ситуаций, адекватная оценка как собственных сил, так и способностей окружающих, быстрое восстановление эмоциональных сил после воздействия стрессовых факторов.
  • 24—44 балла . Средний уровень, что свидетельствует о достаточно напряженном образе жизни. Такой человек вполне способен справиться с 1 — 2 проблемами, но если их становится больше, высока вероятность снижения физической и эмоциональной выносливости, «выгорание ».
  • 45—46 баллов . Уровень ниже среднего. Любая неприятность может надолго выбить из колеи, и больше энергии расходуется на преодоление негативного и угнетенного эмоционального состояния. Ресурсы организма расходуются достаточно быстро, что приводит к быстрому их истощению.
  • Больше 57 баллов . Низкий уровень. Такие люди не выносят и минимальных эмоциональных нагрузок, подвержены быстрому развитию депрессии и ее соматических проявлений. Их отличают раздражительность, агрессивность, конфликтность, перепады настроения.

Подобный тест поможет определить психотип личности и при необходимости подобрать правильные упражнения для повышения стрессоустойчивости. Это поможет приобрести уверенность в себе, повысить профессиональные качества, наладить отношения в семье, с друзьями и близкими.

Как развить стрессоустойчивость и причины подверженности стрессу

По мнению психологов, формирование повышенной стрессоустойчивости крайне важно для улучшения уровня жизни любого человека.

Приобретение подобного качества позволяет:

  • более активно продвигаться по служебной лестнице, что сказывается на финансовом состоянии;
  • избегать конфликтов в семье, в отношениях с друзьями и близкими;
  • взвешенно и обдуманно принимать решения;
  • не поддаваться провокациям, критическим замечаниям.

Специалисты выделяют несколько факторов, которые и определяют уровень стрессоустойчивости человека. В первую очередь это биологические особенности. Так, качество реакции на те или иные на 30 — 40% определяется генетической предрасположенностью, а, соответственно на 60 — 70% воспитанием ребенка и накопленным жизненным опытом в подростковом возрасте, юности и т.д.

Кроме того, большое значение имеют:

  • тип высшей нервной деятельности, что определяет индивидуальную реакцию на стрессовые раздражители;
  • возраст и пол, так, стрессу в большей степени подвержены женщины и люди старше 50 — 55 лет;
  • способность к самоконтролю, что определяет поведение человека в экстремальных ситуациях;
  • склонность к гневу и приступам раздражительности, что повышает вероятность эмоциональных нарушений;
  • тревожность, особенно, когда это чувство появляется без видимых причин;
  • самооценка, которую психологи считают фундаментальным качеством для полноценного развития личности;
  • мотивация, недостаточное стремление к успеху, отсутствие жизненных целей негативно влияет на стрессоустойчивость;
  • условия работы, неблагоприятная эмоциональная обстановка в коллективе, производственные факторы также обуславливают подверженность влиянию стрессовых факторов;
  • социальные условия, что включает и материальное положение, наличие собственного жилья, машины, статусных гаджетов, возможность приобретения брендовой одежды и т.д.;
  • окружение, так как на поведение человека в большой степени влияет семья (родители, а позже муж или жена), друзья (недаром в пословице говорится «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты»);
  • уровень сензитивности, под этим термином понимают чувствительность рецепторов центральной нервной системы и скорость формирования ответной реакции;
  • факторы внешней среды.

Психологи дают подробные разъяснения, как развить стрессоустойчивость. Организм человека не умеет одновременно и напрягаться, и расслабляться. Поэтому необходимо научиться релаксации, и в таком случае под влиянием стрессовой ситуации получится мобилизовать все свои силы.

По мнению специалистов, необходимо:

  • заводить будильник на 15 — 20 минут раньше, чтобы спокойно выпить кофе, принять душ, позавтракать;
  • завести ежедневник, записывая важные встречи, номера телефонов, дни рождения и другую информацию;
  • планировать свои дела и стараться ничего не откладывать на завтра;
  • снизить и ослабить стандарты, отказаться от перфекционизма;
  • почаще вспоминать о хорошем, особенно в минуты раздражительности или беспокойства;
  • побольше общаться с позитивно настроенными людьми;
  • прерывать работу на небольшую разминку;
  • заняться спортом;
  • хорошо высыпаться (7 — 8 часов);
  • привести в порядок дом и рабочее место, чтобы можно было с легкостью найти нужную вещь;
  • разнообразить досуг, планировать интересные поездки, посещение театров, прогулки каждые выходные;
  • скорректировать диету и придерживаться принципов правильного и рационального питания.

Кроме того, чтобы решить проблему, как следует развить стрессоустойчивость, необходимо полюбить себя. Нужно не забывать о регулярных походах в парикмахерскую. Следует тщательно подбирать одежду, чтобы чувствовать уверенность в себе.

Как выработать стрессоустойчивость: различные методики преодоления стресса и работы над собой

Можно выполнять различные упражнения, пользоваться методиками повышения стрессоустойчивости, однако без выяснения первопричины появления проблем, все эти усилия не принесут должного результата. Психологи советуют проанализировать ситуацию, желательно, отстранившись от посторонних эмоций, взглянуть на происходящее со стороны, что позволит выработать правильную стратегию поведения.

Одной из распространенных методик, как можно выработать стрессоустойчивость, служит техника, предложена автором книги «Разбуди в себе исполина» Тони Роббинсом. По его мнению, чтобы укрепить свою нервную систему и контролировать эмоции, необходимо выработать несколько качеств:

  1. Испытывать искреннюю любовь и теплоту к членам семьи и близким, почаще говорить и демонстрировать свои чувства.
  2. Благодарность. Как говорится в известной поговорке, не буди лихо, пока тихо. Нужно искренне радоваться тому, что здоровы дети, родители, муж или жена, есть крыша над головой и т.д. На самом деле, поводов для положительных эмоций достаточно вокруг практически каждого человека.
  3. Стремление к познанию нового. Это побуждает человека к постоянному поиску информации, накоплению опыта, что в свою очередь, является одним из факторов высокой стрессоустойчивости.
  4. Поиск азарта. Необходимо найти дело, к которому можно испытать настоящий интерес, что может подтолкнуть просыпаться и с бодростью вставать по утрам.
  5. Решительность. Позволяет не опускать руки в сложной ситуации, а бросить все силы на поиск выхода из нее.
  6. Гибкость. Умение подстраиваться под изменчивые обстоятельстваи определяет уровень стрессоустойчивости.
  7. Уверенность в собственных силах. Определяет правильность и скорость принятия решений, поведение в экстремальной ситуации.
  8. Оптимизм. Следует в каждой ситуации найти положительные стороны и искренне верить в благоприятный исход событий.
  9. Энергичность. Позволяет эффективно проводить каждый день.
  10. Вклад в жизнь другого человека. Искренняя помощь и участие в жизни других поможет найти настоящих друзей, накопить необходимый жизненный опыт.

Весьма полезна и техника, которая предложила психолог Шерон Мельник. Она подробно описала ее в книге «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любой ситуации».

Вкратце ее можно изложить следующим образом:

  • Ослабить контроль над ситуацией. Как показывает практика, к стрессу больше склонны люди, стремящиеся к тотальному контролю. Поэтому нужно сконцентрироваться только на тех задачах, которые зависят от конкретного человека, не отвлекаясь на посторонние проблемы.
  • Принять тот факт, что все рано или поздно закончатся, однако иногда для этого нужно предпринять определенные усилия.
  • Смотреть на сложную ситуацию со стороны, не поддаваясь эмоциональным порывам и расставить приоритеты, выделив первоочередные проблемы и те, что можно отложить на потом.
  • На протяжении рабочего дня чередовать физическую (или умственную) активность и другими видами работы.
  • Освоить методику дыхательной гимнастики.
  • Не взваливать на себя все сразу, а частично перепоручить все другим, также не стоит выполнять работу за коллег или членов семьи.
  • Отказываться от чего-либо, если это невозможно выполнить из-за недостаточного профессионализма, нехватки времени, семейных обстоятельств и т.д.
  • Во время работы не отвлекаться на другие раздражители. Временной цейтнот — достаточно значимый фактор стресса.
  • Овладеть техниками релаксации, особенно это важно перед сном.

Сравнительно недавно на просторах интернета стал популярен блогер Чарли Хупер, который ведет собственный YouTube-канал «Харизма под контролем». Все его рекомендации сводятся к нескольким аспектам. В первую очередь необходимо отпустить прошлое. В уже содеянном невозможно ничего изменить, поэтому в данном случае нужно извлечь правильные жизненные уроки.

Кроме того, методика Чарли Хупера, как выработать стрессоустойчивость, подразумевает определенный контроль над ситуацией. Например, если причиной беспокойства служит новый проект на работе, или ситуация с учебой у сына или дочери — подростка, следует в максимально полном объеме владеть все необходимой информацией.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»